Вера Юрьевна: О чем рассказ «По ту сторону — пыль»? К какому проблемно-тематическому полю современной литературы его можно отнести? Какие ключевые образы раскрывают проблематику? Софья: Самый главный вывод, который я сделала при прочтении Пашиного рассказа — что проблематика рассказа связана не с экологической катастрофой, а с проблемой смысла человеческого существования. Мне кажется, образ противогаза здесь является способом для раскрытия этого. Что мы видим в рассказе? Что существует не только исчезновение личности, но и реальное исчезновение человека в целом. Вдруг его вообще не существует под противогазом? То есть за противогазом просто пустота… И реальная, и фигуральная. Мотив песка в рассказе передает это ощущение потерянности. Этот комплекс проблем в рассказе показался мне достаточно глубоко раскрытым, но не новым.
Олег: В продолжении Сониного наблюдения об образе противогаза хотелось бы обратиться к дихотомии человека и костюма в этом тексте. Когда вообще герои надевают этот костюм впервые? Заключается ли весь смысл этого костюма в «противогазе-маске», за которой приходится скрывать себя настоящего? По ходу всего рассказа мы видим, как костюм, а особенно противогаз характеризует носителя. (
«Его противогаз, черный, с круглыми мутными глазницами, давал мало обзора»). Софья: Да, я согласна с Олегом. Проблема подлинного и мнимого, настоящего и ненастоящего — это одна из важных тем в рассказе. На мой взгляд, проживание героев, их мысли и быт, вот это хождение из универа домой, рутина, болезнь — это всё отражает кризис героя как личности, его идентичности. Тема эта достаточно распространена в современной литературе. Мне показалось, что в каком-то смысле эта история уже не нова. Но то, в каких образах она проявляется в рассказе Павла — это интересно.
Ксения: Для меня после прочтения рассказа осталось непонятно, почему если снять противогаз, внутри не окажется людей. Точнее, чего не окажется — тела или духа? Защитный костюм и противогаз — это образ границы для тела или для духа? Люди — тело или люди — дух? А что важнее? Так ли важно тело, если они могут рассуждать, принимать решения.
Вера Юрьевна: Удалась ли автору система персонажей? Как герои сюжетно связаны между собой? Кто характеры, кто функции в рассказе? Софья: По поводу героев, мне кажется, их характеры как будто бы скорее раскрывают проблему, чем раскрываются сами. Но интересно все-таки представлена попытка раскрыть образ главного героя, Серого, через его своебразного двойника
— Жеку. У меня возник вариант, что Серый говорит с Жекой как сам с самим собой, это его как бы второй голос, который как раз таки пытается вырваться и вырывается. В этом смысле роль Жеки не быть отдельным характером, а именно частью образа главного героя.
Олег: Открытым для меня остался вопрос о мотивации поступков главного героя. Герой в финале совершает поступок, но в какой момент он решился на него? Очевидно, что для подобного изменения должна быть серьезная мотивация. Но есть ли она у главного героя? Здесь не будем говорить об учителе химии, его внутренние переживания нам неизвестны. Серого же нам не показывают человеком, который давно думал о том, чтобы снять противогаз. Наоборот, он добропорядочно пополняет запасы фильтров, продолжая быть послушным винтиком системы. А уже на следующий день решается снять противогаз. Чем это обосновано?
Ксения: А может быть в рассказе два двойника главного героя — Жека и учитель химии? И идут они по одному пути с главным героем? Казалось бы, можно было и дожить до старости, и прийти к этому, к выходу из оболочки. А можно и не дожить до старости, и это случится раньше, как у Жеки. Хотя, судя по всему, Жека был даже более позитивный, чем главный герой. Но даже он сдался. Исход фатальный в любом случае — и об этом в тексте говорит всё.
Но в то же время, мне кажется, что не все персонажи встроены в систему персонажей. Например, родители, которые не выполняют никакой функции. Они как мираж, потому что герой звонит им, общается, но все равно не понимает, откуда он появился. «Я себя помню всегда в костюме противогаза», — рассуждает герой. А кто его на него надел?
Вера Юрьевна: Какие особенности имеет пространственно-временная организация в рассказе? Софья: Раз уж мы заговорили о пространстве, то много вопросов вызывает квартира. Возник вопрос по поводу того, почему там всё напоминает нам о советском прошлом? В каком времени находятся персонажи произведения, потому что, вроде как, в образе квартиры отображено что-то советское, что уже было давно. Тогда какое это будущее вообще, далёкое ли оно, ближайшее, или наше альтернативное настоящее? (
«Обветшалые обои, мутноватые окна, пыльная советская стенка, скрипучий диван»). Очень важно, чтобы вещный мир как-то раскрывал героя, давал ему возможность развиваться. На мой взгляд, этот момент автору стоит доработать.
Ксения: В этом произведении есть такая же проблема, как в рассказе
«Выход» у Максима Бычкова. Герой постоянно куда-то ходит. Возможно, за счет того, что он ходит, автор описывает пространство вокруг него, прописывая каждое действие: встал, сел, пошел, дошел, открыл, закрыл. Однако, хождение между пространствами должно влиять на героя, каждое действие должно подталкивать его к решению. Пространство и интерьер в произведении насыщены детальным описанием, которое интересно само по себе, но никак не влияет на героя.
Вера Юрьевна: Чем закончился рассказ? В чем смысл финала? Олег: «По ту сторону — пыль» как и любой хороший рассказ имеет открытый финал. Без какого либо намека, есть ли человек под противогазом или мы читали о похождениях пустого костюма. Финал здесь самая сильная часть рассказа, так как именно она склоняет нас к размышлению и только от нас зависит, был ли человек?
Софья: Пашин рассказ мне, как читателю, показался интересным: когда открыла текст, возникло желание продолжить чтение, потому что вместе с этим возникло множество вопросов по поводу вселенной рассказа, его микроклимата. Мне кажется, это хорошо, когда автор ставит нас на некое перепутье, когда мы должны сами решать некоторые задачи. У Паши определенно есть ключевая идея, от которой он старается не отступать во время работы над рассказом. Рассказ для меня закончился, но не закончился поиск ответов на вопросы, которые он поставил:
Что стало с героем? Был ли он живым вообще или мертвым? Что бы произошло, если бы он не увидел себя в телесном воплощении в зеркале? Ксения: «По ту сторону — пыль» для меня стал примером прозы, содержащей актуальные вопросы для нашего поколения. В наше время всё труднее оставаться искренним и честным человеком — виртуальная реальность разделяет нас друг с другом, как разделяют костюм и противогаз героев рассказа. Страшнее становится от того, что надевая маски, мы можем потерять самих себя, а как найти самого себя — все также непонятно. Непонятно также, а есть ли у нас выбор, есть ли возможность выйти из изоляции от себя и других и нужно ли это? Вопрос остаётся открытым.
Павел: Собственно, поэтому противогаз аккуратно лежит в раковине, хотя дверь закрыта изнутри. Я намеренно закончил рассказ на том, что резина противогаза потянулась вверх. Снял он противогаз или не снял? Увидел ли он себя или его там не было? Этот вопрос остаётся открытым и для меня.