С 10 по 13 декабря в Томске в
Доме искусств прошел семинар и творческая лаборатория «Культура уличного театра». Семинар был организован при поддержке
Департамента по культуре Томской области.
Под руководством художественного руководителя Анны Шишкиной (Матушка Медоуз) и актеров
Уличного Театра Странствующие Куклы Господина Пэжо из Санкт-Петербурга томская творческая команда не только познакомилась с историей уличного театра и его современными художественными особенностями, но и подготовила свой дебютный уличный перфоманс. Участники творческой лаборатории в течение трёх дней не только работали над сценарием своего первого уличного спектакля, но и самостоятельно изготавливали костюмы и маски.
«Аннушка режиссировала, но это было не тоталитарно. Мы являлись соавторами того, что делается, а не просто исполнителями, марионетками. Нагляднее всего принцип её работы с нами можно описать её же словами: «А теперь идите и сделайте всё по-другому. Не так, как я сказала. Вы сделаете лучше!» – участник творческой лаборатории Тюников Артём, студент 2 курса специальности «Литературное творчество» ФилФ ТГУ
Можно ли создать хороший спектакль за несколько дней, а точнее, за два дня? Если не отказываться от этой авантюрной задачи, то о чем тогда рассказывать зрителю? А если это будет уличный театр, то сложнее или проще становится эта задача? Наверное, сложнее. В уличном пространстве зритель свободнее – ничто не будет ограничивать его желания не смотреть что-то скучное и не приковывающее к себе неведомой магической силой. Зритель молча уйдет, не переживая о возможной реакции окружающих на его поступок…
Уличный перформанс, дебют томской команды, показал, что даже за ограниченное время подготовки можно создать сказку, которая не оставит равнодушной ни взрослых, ни детей. Самое главное — взрослых. Дети, конечно, разборчивы, но взрослые еще более требовательны к сказкам. И думается, что залог успеха этой постановки в ее изящной простоте и незамысловатости, случившейся благодаря творческому вдохновению томской команды, а не в том, что томская публика не избалована подобными уличными представлениями. И что еще важно отметить, что в составе томской творческой команды были не только актеры, но, как и положено для уличного театра, а не театра на улице – пространство и время постановки. Они были не фоном, а действующими лицами вместе с актерами.
Название спектакля «Дворники наших душ» сразу же настраивает зрителя на размышления о состоянии его внутреннего мира, а точнее – о тех переживаниях и тревогах, которые знакомы каждому из нас, погружённому в рутину повседневных забот.
Движение сюжета – это движение душ зрителей от мрачных и тяжелых мыслей к светлым и легким. Помогает изобразить это движение сгущающиеся сумерки во время спектакля. Томский временной переход с 17:00 и 18:00, во время которого длится действие перфоманса, делает белые костюмы и маски актеров более яркими и белыми на фоне наступающих сумерек, переходящих в вечернюю тьму. Белеют костюмы и маски актеров – светлее и легче становятся мысли зрителей. Не только светлее, но ярче в сгущающихся ночных сумерках делается островок пространства, освещаемый уличными фонарями и новогодними гирляндами. Пространство меняется – это ли не одна из главных задач уличного театра, которая была достигнута постановкой...? Преображается постановкой и фасад здания Дома искусств – он теряет свойства стены, которая ограничивает пространство, становясь знаком вертикальной устремленности. Разве это не о преодолении земного притяжения, источником которого являются наши будничные тревоги и переживания..?
«Декаданс» – это спектакль из репертуара «Уличного театра странствующих кукол господина Пэжо», который подарил уникальный зрительский опыт для томичей. Спектакль, сделанный в лучших традициях уличного театра – буффонада и карнавальность, актёры в гротескных масках, отсутствие живой речи и взаимодействие со зрителями – не оставил равнодушным ни одного зрителя.
Интерактив (игра на музыкальных инструментах, пускание бумажных самолётиков и танцы) погружает зрителя в мир оживающих кукол и вызывает ощущение детского восторга. Зритель, попадая под обаяние постановки, оказывается в атмосфере воспоминаний о Серебряном веке. Готические мотивы в постановке усиливают звучание темы мистического и таинственного, которое манит и пугает одновременно. Белое шествие живых кукол, передаваемое необычной пластикой актеров и тревожной музыкой, передает ощущение хрупкости и обреченности красоты и высоких идеалов. Череда эпизодов, организующая сюжет постановки, показывает и трагедию любви, и крушение идеалов и надежд, сопровождаемых безысходным отчаянием. Скрипка подчёркивает и усиливает трагическую ноту происходящего. И обреченность хрупкой красоты мира может быть красивой – главное впечатление, которое оставляет постановка…
P.S. Гастроли
Уличного Театра «Странствующие Куклы Господина Пэжо» закончились, он уехал, а томичи остались под приятным впечатлением. Но остался еще и опыт, который приобрела томская творческая команда. Хочется верить, что этот опыт станет началом движения к собственному уличному театру Томска.
Ах, эти милые сумерки,
Как они славно придумали
Видишь, почти не видно
Слышишь, почти не слышно
Входит на цыпочках счастье...
Лев Ошанин
Вера Баль, доцент кафедры истории русской литературы ХХ–ХХI веков и литературного творчества ФилФ ТГУ
Татьяна Федотова, студентка 2 курса специальности «Литературное творчество» ФилФ ТГУ
О творческой лаборатории: взгляд изнутри
О перформансе «Дворники наших душ»
Фото из группы «Дома искусств»
ВКонтакте
Фото из группы «Дома искусств»
ВКонтакте
Фото из группы «Дома искусств»
ВКонтакте