«Бедные-несчастные» («Poor Things», реж. Йоргос Лантимос, 2023)
Васильева Юлия — студентка группы 132381 (магистратура, 1 курс)
направление «Современная мировая литература и электронные медиа»
БЕДНЫЕ-НЕСЧАСТНЫЕ
Чем дальше в лес – тем больше мнений. Многие из нас оказывались в ситуации, когда после просмотра одного и того же фильма мнения смотревших оказались не только не похожи, а часто даже противоположны. Можно иметь схожие вкусы в литературе, музыке, искусстве, но даже это не гарантирует, что после очередной кинокартины вы с друзьями дружно сойдетесь во мнениях об увиденном.В этом заключается парадокс нашего восприятия, в особенности это приложимо к области искусства.

В основе этой рецензии лежит манифест о метамодернизме, который наиболее точно отражает природу замысла взятого для исследования режиссерского метода и структурирует ее в фундаментальных и содержательных статьях, общим числом восемь. Термин «метамодернизм» впервые был введен в 2010 году голландскими философами Тимотеусом Вермеуленом и Робином ван дер Аккером в статье «Заметки о метамодернизме», в которой описывалось зарождающееся мировоззрение, преодолевающее постмодернизм в мировой культуре. В 2011 году появился «Манифест метамодернизма» художника Люка Тернера, основанный на идеях, заложенных в «Заметках о метамодернизме». Художник подчеркивает стремление к колебаниям, постоянной динамике, нестабильности, притяжению противоположностей, выходу за пределы систем и призывает освободиться от цинизма и поверхностности как пережитков постмодернизма.

Одной из самых дискуссионных фигур в мире киноискусства сейчас является греческий режиссер Йоргос Лантимос, картины которого регулярно номинируются на всевозможные кинопремии. Творчество этого режиссёра можно определить как метамодерн, с присущей ему иронией, деконструкцией, стилизацией, нигилизмом, но часто киноведы определяют его как абсурдистский антиутопизм. Его стиль: взять привычные нам реалии, вывернуть их наизнанку и с ухмылкой на лице наблюдать, что из этого выйдет. Так, например, в картине «Клык» режиссёр фантазирует на тему воспитания людей вне социума. Герои – греческая семья, и только отцу позволено покидать пределы дома. Они растят своих уже повзрослевших детей в извращенном понимании мира: самолеты в небе – бумажные, зомби – это желтый цветок, а кошка – страшное чудовище. Но при первом же соприкосновении детей с внешним миром, их утопическая жизнь даёт трещину. В фильме «Лобстер» герои живут в санатории, в котором обязаны найти вторую половинку за 45 дней. А если им это не удаётся, они будут превращены в животное по своему выбору. Многие покоряются своей судьбе, многие отчаянно пытаются найти любовь, но всегда найдутся бунтари, которые сбегут в лес и организуют своё (не менее радикальное) общество, в котором отношения строго-настрого запрещены, а наказания за нарушения не менее суровы. Так Лантимос показывает нам два дисфункциональных взгляда, оба из которых равны в своем несовершенстве. А также это реакция на принятые обществом требования, социальное давление, закрепившиеся устои в неповторимой абсурдистской манере.

На прошедшей 96-ой церемонии вручения наград Американской киноакадемии картина Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные» (Poor Things) удостоилась 4 статуэток, главная из которых «Лучшая женская роль» заслуженно была отдана Эмме Стоун.

Стоит отметить, что фильм снят по одноименной книге Аласдера Грея, которая принесла автору известность и две крупные литературные премии. Книга удостоилась экранизации и легла в основу сценария к фильму греческого режиссера Й. Лантимоса. В центре самого романа описание жизни девушки по имени Белла Бакстер, желавшей покончить с собой и воскрешенной хирургом-экспериментатором Боглоу Бакстером, который пересаживает Белле мозг ее нерожденного ребенка, дает пристанище, занимается ее образованием в надежде на то, что когда-нибудь она полюбит его. Вскоре его план рушится, так как Белла, обладающая ярко выраженной индивидуальностью, встречает ученика Бакстера и решает стать его женой. Перед помолвкой, она отправляется в путешествие, сбежав с соблазнившим ее адвокатом. Увидев реальный мир своими глазами, крушение гуманистических основ человека, столкнувшись с пороками и страстями, Белла находит свое призвание в помощи несчастным людям. Вернувшись в дом хирурга, она выбирает профессию врача.
Юлия Васильева:

«Для меня творчество Лантимоса – про эстетический дискомфорт. Часто в своих картинах он берет отдельно взятую ячейку общества (человек, семья, группа), отменяет все социально-нравственные законы и смотрит, что из этого получится.

Сразу задает тон сюжет фильма: покончившей с собой женщине пересаживают мозг ее еще не родившегося ребенка. И по мере проведения эксперимента, и при виде первых шагов получившегося «чудовища Годвина Бакстера» меня не покидало чувство «неправильности», неестественности и отторжения происходящего. При наличии всех необходимых элементов социума (дом, семья, друзья, образование, отношения), фильм живет вне его правил. Главной героиней фильма является Белла Бакстер (Эмма Стоун), которая показывает становление женщины, происходящее вне принятых правил. Именно через ее призму мы воспринимаем происходящее. А игра актрисы балансирует на тонкой грани гениальности и безумия. Но чтобы это оценить, сначала приходится продраться через не самое приятное зрелище взрослого человека с детской координацией, неконтролируемыми эмоциями и жутким ощущением от того, что все окружающие воспринимают Беллу как что-то обычное.

Бедные-несчастные – бесподобный пример командной работы, потому что замысел режиссера выходит далеко за пределы сюжета и актерской игры. Весь спектр странностей фильма дополняет и приукрашивает операторская работа, которую смело можно назвать одним из персонажей картины. Черно-белые длинные кадры, сопровождающие ранние годы главной героини; буквально из ниоткуда возникающий fish-eye объектив, который «ломает» плавность изображения, напоминая о том, насколько искаженный мир мы наблюдаем. А дальше зрителя ожидает яркое, слегка чрезмерное буйство красок, символизирующее расцвет Беллы как женщины. Вся эта визуальная какофония очень мастерски сопровождается музыкальной. Звукооператор Джоселин Дент-Пули, подхватывая замысел режиссера, из вполне известных музыкальных инструментов создает психоделические композиции, идеально накладывающиеся на не менее абсурдную картинку и сюжет. Последним кусочком пазла в этом произведении становится работа художников и костюмеров. Подхватывая идею буффонады они создают неповторимые костюмы, которые сочетают в себе привычный среднестатистическому зрителю casual и аляпистые ретрофутуристические элементы. И вот, сложив все несуразные и по-отдельности странные кусочки этой мозаики, ты видишь невероятное – дисгармония превращается в слаженную гармонию, где каждый элемент неотделимо от другого несет в себе часть авторского замысла, именуемого искусством.

И, несмотря на пережитый во время просмотра дискомфорт, хочется сказать, что «Бедные-несчастные» – это фильм, тренирующий принятие. И если ты справился с правилами игры, заданными режиссером с самого начала, то будешь вознагражден великой картиной с множеством смыслов и интерпретаций».
Владислав Нарышев:

«Это тот редкий пример художественного произведения, когда упорная подготовка, знакомство с предыдущими работами режиссера, чтение киноведческих эссе, не играют первостепенной роли для погружения и понимания. Однако для моих знакомых просмотр «Бедных-несчастных» не вызвал ответного восторга и не затронул широкий спектра эмоций, как случилось со мной. Встречались мнения о чрезмерной откровенности интимных сцен или раздражающем музыкальном сопровождении, которое, по моему глубокому убеждению, с одинаковой мерой раскрывает зрителю историю Беллы Бакстер еще до первой отлучки из отцовского дома, до визуального повествования.

Невозможно обойти вниманием сюрреалистичный мир поразительной красоты, наполненный архитектурными стилями реальных городов и несколько модернизированный вкраплениями футуристических проектов в духе Герберта Уэллса. Одно это говорит о серьезности замысла, построить по эскизам викторианской Англии и стимпанковских утопий огромный павильон в Будапеште, населив его образами, легендами и голосами. Невероятное удовольствие изучать пристальным взглядом обстановку и интерьеры дома отца Беллы. Комната с плюшевыми белоснежными стенами, гостиная с мягким, как спинка дивана, полом, невероятно светлая и просторная столовая (полный контраст с кабинетом доктора Годвина Бакстера и его операционной), не говоря уже о том, как выглядит пароход, на котором Белла совершает увлекательное путешествие. Помимо фантастической и живописной архитектуры вторым звонким камертоном выступает музыка. Именно за счет своей нарочитой дисгармонии, «расстроенности» музыкальных инструментов композитор доносит до нас звучание мира Беллы Бакстер. Каждая нота, мелодия, сочетание рождают симфонию, которая отражает более явственно и ощутимо для зрителя те душевные бури, эмоциональные дельты, которые героиня переживает на протяжении своего пути взросления. Знаменитый сумбурный танец Беллы в лиссабонском ресторане демонстрирует нам ее характер и внутреннее отношение к происходящему. Попробуйте досмотреть фильм без музыки, поймете, что он утрачивает важную грань повествования.

Третьей важной составляющей картины греческого режиссера выступает мощная литературная основа сценария (фильм поставлен по роману шотландского писателя Аласдера Грея), которую осмыслил и пересобрал Тони Макнамара. Благодаря его художественному чутью и изобразительной силе каждый персонаж фильма «Бедные-несчастные» наделен ярким характером и запоминающимися репликами, что вызывает живой интерес и сопереживания у зрителя к вымышленной судьбе героев. Пестрый актерский состав на первые и вторые роли, точное попадание актеров в природу и поведение героев, что придает произведению греческого режиссера дополнительную грань. Мастеровитый Уиллем Дефо, неотразимый Марк Руффало, трогательный Реми Юссеф, хладнокровный Кристофер Эбботт и блистательная (божественная) Эмма Стоун, выступившая соавтором и сопродюсером фильма. Вне всяких сомнений, образ витальной, неудержимой и очаровательной Беллы Бакстер станет культурным явлением в кинематографе и примером подлинной человечности в сегодняшнем мире. «Poor Things» один из немногих фильмов, который дает своему зрителю надежду на светлое и интересное будущее, где духовное и рациональное (разумное) возьмет вверх над биологическими проявлениями и приматом бессознательного.
Отдельного упоминания заслуживает персонаж Беллы Бакстер, исполненный темпераментной Эммой Стоун. Значение Беллы в современном мировом кинематографе в культурном, историческом и социальном измерении нельзя переоценить. Ее влияние в контексте активистских течений и искусства кинематографии можно рассматривать как пример для подражания ее способности к состраданию, сочувствию, смелости, естественности и артистичности. Белла всецело дитя 21 века с ее тяготением к биологической утопии, экпериметами с телом, социальным протестом предрассудкам застывшему обществу и мощным индивидуальным началом (волевым стержнем). Предыдущее столетие крайне неспешно, с большим трудом расставалось с понятием «традиции» и «дома», трагически переживало крушение многоленей цивилизации. Его героями и культурными иконами стали «маленькие люди», перед которыми стояли большие и мучительные испытания. Приход Беллы Бакстер на экраны не случаен, фильм изобразительным средствами и диалогами, стилизуясь под викторианскую эпоху, приглашает взглянуть на сегодняшнее общество и кризис личности. Этому времени требуется гальванизация, чтобы пробудить дремлющее сознание и соединить его с забытым в нас сочувствием и процессом созидания».

Таким образом, две наших рецензии приходят к одному общему знаменателю: искусство – это про эмоции («новая искренность»). После настоящих шедевров никто не остается равнодушным. Эмоция выступает начальным импульсом знакомства с произведениями искусства, перерастающим в сложные и глубокие чувства. Проступает уровень бессознательного (эмоциональная реакция на живопись, музыку, фильмы) с субъективизмом первого взгляда, после которого переключается внутренний регистр со слепого любопытства к принятию (детальному восприятию) увиденного, услышанного. У человека возникает непроходящее желание погрузиться в продолжительное созерцание предмета искусства, найти в нем больше тех символических аспектов и художественных крючков, что организуют невидимое сцепление ощущений, опыта зрителя с произведением. После этого на смену бессознательному восприятию приходит осознанный анализ, о котором речь пойдет в следующем абзаце. Возможен противоположный результат, когда в душе не произошло сильного отклика и первое знакомство с предметом искусства не побудило человека к ряду поведенческих практик, выдающих его искреннюю заинтересованность. Одним словом, ситуация эстетического дискомфорта перекрывает желание понять и раздвинуть границы собственного восприятия.
Сознательный уровень понимания произведения характеризуется стремлением «эстетически взволнованного наблюдателя» провести самостоятельное исследование объекта, чтобы, в первую очередь, вознаградить стремление к познанию неизведанного и выявить дополнительные точки сопряжения, помимо очевидных, которые дают вам заветный ключ к скрытым механизмам памяти (эту картину так себе и представлял) и самопознанию (попыткам найти объяснение почему меня задевает и трогает такое искусство, в чем заключается его техническая особенность и художественная сила). Во многом, переход к сознательному восприятию искусства обусловлен отсутствием завышенных ожиданий, зависимости собственной интерпретации от чужого мнения и безотчетной боязни перед сложным (многосоставным) или академическим. Главное в этом опыте для наблюдателя, созерцателя, зрителя быть открытым к новому витку восприятия искусства с минимальным влиянием на него предыдущих случаев знакомства с мировыми шедеврами, которое влечет неизбежный шлейф усвоенных истин и предубеждения.

Единственное, чем следует руководствоваться на первоначальных этапах восприятия образцов искусства – своим искренним желанием и отрешенностью от прошлого опыта. Постарайтесь обновить свое зрение, слух и сознание, чтобы легко переключиться на эстетический диалог без всевозможных посредников. Это возможно при условии, если вы сделаете над собой достаточное усилие и выдержите 2,5 часа интеллектуального, эстетического и метафорического опыта знакомства с визуальным искусством. В этом отношении, самый большой вред для любого из искусств – это остаться незамеченным следующими поколениями или равнодушно обойденным современниками. Раскройте сердце и настройте разум для эстетического опыта, который расширит границы чувственного восприятия и скажет вам нечто большее, чем вы о себе знали.

Йоргос Лантимос – греческий актер, режиссер театра и кино, лауреат многих международных кинопремий (Оскар, Золотой Глобус, BAFTA). Автор таких фильмов как «Клык», «Убийство священного оленя», «Лобстер». Стал популярен благодаря своему странному, порой абсурдному взгляду на искусство и неоднозначным оценкам критиков.

Аласдер Грей – шотландский писатель и художник, автор девяти романов (которые он сам же иллюстрировал), а также стихотворений, пьес, переводов, картин и муралов. Его тексты сочетают реализм, фэнтези и научную фантастику. Бедные-несчастные (1992) стали его шестым и самым кассовым романом.

Тернер Л. Манифест метамодернизма //Metamodern. URL: http:// metamodernizm.ru/manifesto.


Нарышев Владислав — студент группы 132381 (магистратура, 1 курс)
направление «Современная мировая литература и электронные медиа»
Made on
Tilda