19.12.2024
Тексты «депрессивного поколения»
7 декабря 2024 года состоялась литературная мастерская Литоруб № 4. На обсуждение было вынесено два прозаических и два поэтических текста. Рукописи принадлежали как студентам филологического факультета ТГУ специальности «Литературное творчество, так и факультета исторических и политических наук ТГУ.
Дискуссия получилась провокационной и оттого интересной. В обсуждении принимали участие не только постоянные мастера «Литоруба», Вячеслав Алексеевич Суханов и Андрей Михайлович Олеар, но и выпускники специальности «Литературное творчество», нынешние аспиранты Егор Евсюков и Дана Ахмедшина. Активно вовлечены в полемику были и студенты – ровесники авторов рукописей.
О прозе
О поэзии
Об итогах семинара
Обсуждение рукописей открыл Вячеслав Алексеевич Суханов. Его приговор авторам прозаических текстов был суров. Он отметил неначитанность авторов и настоятельно рекомендовал молодым авторам прочитать работу Шкловского «Искусство как прием». Мастер подчеркнул отсутствие у авторов рукописей понимания того, как должно строиться художественное произведение: «они не знают, что в искусстве, вообще, не надо ничего называть прямо».

Андрей Михайлович Олеар, также не давая положительных оценок прозаическим текстам, отметил, что общая черта текстов начинающих авторов – это зацикленность на «я» сознании, а не на сознании «другого». А. М. Олеар назвал обсуждаемые рассказы «текстами депрессивного поколения», так как мотивация к их написанию связана с попыткой самопознания, а не выходом за его границы: «Давайте предъявлять миру не только трагическое «расщепление» сердца писателя, но и какую-то минимальную позитивную программу <…> Проще ничего не делать, в том числе и в своих текстах, но давайте делать…».

Автор прозаического текста «Внутренний дед» вступил в диалог с мастерами, пытаясь донести до них истоки своего замысла. Эта попытка показала желание автора быть услышанным и понятым. Стоило ли это делать? Кажется, что нет. Когда автор выпускает свой текст в реальность, то объяснение замысла читательской аудитории становится вторичным. Произведение искусства только тогда можно считать таковым, когда оно проинтерпретировано читателем самостоятельно.

Студенческая аудитория более положительно оценила прозаический текст автора. Время семинара было ограничено, в связи с чем основной диалог состоялся во время чаепития на кафедре. «Про деда мне понравилось. Удивительно, что это написал человек не с «Литтвора», но видно, что человек пытался. Если автор будет развивать эту идею, то это выльется во что-то неплохое, в этом я уверен. То есть, проблема в форме: именно в том, как это подано. А так, история очень хороша» – поделился впечатлением Иван Ликай, студент 1 курса специальности «Литературное творчество» ФилФ ТГУ.
Обсуждение лирических текстов получилось не менее дискуссионным. Первая поэтическая подборка стала предметом спора между Егором Павловичем Евсюковым и Андреем Михайловичем Олеаром. Первый увидел в поэтических текстах продолжение традиции концептуалистской школы, а второй – «бесконечный набор мало художественных открытий, которые не превратились в символы».

Вторая поэтическая подборка «Петербургский цикл», как отметил Егор Павлович, привлекает «попыткой говорить об ином», но одновременно отвлекает от этого «причудливой звукозаписью и большим количеством неологизмов».
Игнорировать факт сосредоточенности начинающих авторов на «эгопроблематике» – это также абсурдно, как игнорировать погоду. Рукописи, которые обсуждались на семинаре, показали зацикленность начинающих авторов на себе и своём личном мифе. Объяснения этому могут быть разные. Думается, что одна из причин – это желание быть услышанным в мире, в котором количество возможностей не всегда переходит в качество общения. Вторая причина – это тотальная погруженность в интернет-коммуникацию, которая постепенно атрофирует навыки взаимодействия с жизнью и приводит к «выключенности» из неё. Начинающим авторам невозможно отказаться в силу возраста и жизненного опыта от мира своих внутренних переживаний как предмета изображения. Но если продолжать писать о себе и про себя, то искать нужно другие приемы. Продолжать исследовать то, что интересно, улучшая его художественную форму.
Репортаж подготовила:

Софья Ходарина
Made on
Tilda