Люди и книги, люди книги, люди-книги

Каждый день мы встречаем множество списков для чтения. Что почитать зимним вечером? Топ книг для бизнеса. Что почитать вместо классики и т.д. Но как часто вы обращаете внимание на «книги о книгах»? Наш журнал решил составить свой путеводитель и рассказать вам про «книги о книгах».
Как читают книги, рассказывают о них и пишут те, чья профессия связана с книжным миром напрямую. Для Александра Гениса чтение книг – это больше, чем профессия: чтение книг для него является образом жизни. Читать книги и молчать об этом – для него противоестественно. Автор, принадлежащий поколению эмигрантов, уехавших из Советского союза в том числе именно из-за желания читать все, что хочется, не изменил своей книжной страсти и в последующем. Для него чтение – это источник особого удовольствия («литературный гедонизм»), без которого жизнь была бы невозможной.

В книге «Камасутра книжника» собраны эссе, написанные в разные годы и посвященные разным явлениям литературного мира, но общее для всех – напоминание о красоте и многогранности художественных миров, которые читатель посещает вслед за автором. Каждое из них ценно само по себе, однако есть и особенно запомнившиеся экземпляры. К таким, например, можно отнести главу «Карандашу», раскрывающую важность наблюдательности при чтении. Заметки на полях и перечитывание здесь выделяются Генисом как неотъемлемая часть чтения. Эта мысль стара, как мир, однако всё гениальное просто, и после прочтения главы невольно начинаешь задумываться о том, насколько полно ты, как читатель, используешь потенциал книги. «Как и словно» – глава о разнообразии метафор в тексте, очаровавшая своим особенным, утончённым взглядом. «Хорошая метафора никогда не к месту» – говорит Генис. И в чём он, спрашивается, не прав? «Svoe, no chuzhoe» – здесь автор говорит об особенностях восприятия одной и той же литературы в разных эпохах.

Читательский опыт Гениса, представленный в книге, интересен не количеством прочитанных им книг, а качеством их прочтения. С опорой на свой многолетний читательский опыт Генис показывает насколько разнообразным может быть знакомство с книгой, если включать её в пространство своих воспоминаний и рефлексии. Книги для Гениса важны не только своим внутренним содержанием, но и порождаемой ими атмосферой в культурном контексте. Этот взгляд на книгу, как событие в личной биографии читающего и коллективной биографии культуры, по мнению автора является одним из главных принципов описания чтения.
«Камасутра книжника» Александр Генис «АСТ Редакция Елены Шубиной» переиздание 2024 год.
«Найти подтверждение мысли у автора значит не ценить ни себя, ни его. Мы для того и читаем, чтобы столкнутся с непредсказуемым».
Софья Ходарина студентка первого курса филологического факультета.
Александр Генис, автор книги «Камасутра книжника»
«Герои книг на приёме у психотерапевта. Прогулки с врачом по страницам литературных произведений» Андреа Боттлингер и Клаудия Хохбрунн. Перевод Анна Балакина «Альпина Паблишер» 2021 год.
Андреа Боттлингер, немецкий литературовед и писатель, и Клаудия Хохбрунн, практикующий психотерапевт, в своей книге «Герои книг на приёме у психотерапевта. Прогулки с врачом по страницам литературных произведений» взглянули на классическую западную литературу неклассическим взглядом.

Герои известных произведений рассматриваются и анализируются с опорой на психоаналитический метод, у истоков которого стоит З. Фрейд. Речь идет об использовании широко известной модели Фрейда о понимании процесса психологического становления личности, в основе которого драматическое столкновение с традицией в самых разных ее воплощениях. Выбранный авторами материал, охватывающий длительный период и разные этапы развития европейской и американской литератур, позволяет проследить в судьбах литературных героев повтор одного жизненного сценария, в основе которого «эдипов комплекс». Авторами книги он ожидаемо обнаруживается в у Эдипа из эпохи Античности, но и неожиданно у героев современных культовых романов: «Сумерки», «50 оттенков серого»,«Гарри Поттер».

Логика анализа литературного материала авторов книги подчинена демонстрации очевидной мысли о похожести судьбы человека в разные эпохи: «Все мы продукты культуры, в которой вырастаем, и на самом деле никому не удается полностью избавиться от привитого в детстве мировоззрения и сопутствующих предрассудков». «Герои-пациенты» Андреи Боттлингер и Клаудии Хохбрунн – заложники рамок традиции, переживающие кризис одновременно из-за желания от них отказаться и невозможности их преодолеть.
Флориан Иллиес — писатель, автор книги
«1913. Лето целого века».
Олег Ухин
студент первого курса филологического факультета.
Ксения Чернышева
студентка первого курса филологического факультета.
Клаудия Хохбрунн и Андреа Боттлингер
«1913. Лето целого века» Флориан Иллиес. Перевод Сергей Ташкенов «AdMarginem» 2013 год.
«1913. Лето целого века» хроника 1913 года, написанная немецким эссеистом Флорианом Иллиесом. Писатель отходит от привычного рассмотрения истории по эпохам и показывает нам всего один год, идёт последовательно, от Января до Декабря. Флориан Иллиес ставит перед собой задачу максимально детально показать события 1913 года. Для этого он переработал огромное количество газетных заметок, личных писем и дневников. В духе Джойса эссеист описывает всё, что происходило, от партии Ленина и Сталина в шахматы до начала работы Кафки над «Превращением». Примечательно, что он не пытается нам доказать, что это действительно было, читатель должен верить всему на слово.

Также в книге мы можем увидеть и самые удивительные факты о жизни выдающихся людей. В этом году Сталин первый раз встречается с Гитлером, который ещё не вступил на тропу нацизма. Марсель Пруст только-только отправил в печать «В сторону Свана» и лихорадочно ждёт первых отзывов критиков.

Автор делает попытку по крупицам воссоздать 1913 год и делает это удачно. У читателя как будто не остаётся белых пятен в знании времени, в он котором никогда не жил. Такой эффект создаётся как раз из-за того, что текст Флориана Иллиеса переполнен событиями разного масштаба. Перед нами пример погодной записи русских летописей, только перед нами не век, а год и летописец собрал даже самые незначительные события со всего мира.
Made on
Tilda